И только в начале XVIII века определилось, наконец, прочное положение этой границы — по Уральским горам. Эта заслуга первого, исследователя природы Урала — В. Н. Татищева, научно обосновавшего положение границы по Уральскому хребту.
Итак, как идет граница между двумя континентами?
Значительная часть ее на севере идет строго по водоразделу. От побережья
Карского моря водораздельная линия Уральского хребта является административной
границей между Ненецким автономным округом и Республикой Коми с запада и
Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округами с востока. Линия водораздела хорошо
видна практически на любой карте. Хорошо видно, что все реки слева от этой
линии текут на запад, в бассейн Волги, а все реки справа от нее, текут на
восток, в бассейн Оби. Далее к югу водораздел является административной
границей между Пермской областью с запада и Свердловской областью с востока. И
лишь после обелиска на границе Европы и Азии у станции "Азиатская"
Горнозаводской дороги (Н. Тагил - Пермь) водораздельная линия Хребта проходит
по Свердловской области. Она идет параллельно железной дороге Кушва - Н. Тагил
- Екатеринбург до ст. Калиново, далее на юг до горы Березовой (409 м), у которой на старом
Московском тракте стоит (точнее стоял) самый знаменитый обелиск, отмечающий
границу Европы и Азии. Здесь граница поворачивает на восток, к Екатеринбургу и
около 20 км
идет практически с запада на восток, между текущей на запад р. Чусовой и
текущей на восток р. Решеткой. Затем граница снова направляется на юг
параллельно меридиональной железной дороге, примерно до вершины Большой Иремель
(1582 м).
Более чем на три тысячи километров протянулись Уральские горы с севера на юг. И
на всем их громадном протяжении на водоразделе рек Волги и Печоры на западе и
Оби на Востоке установлены пограничные знаки между двумя частями света.
Устанавливать пограничные столбы начали в XIX веке. Каждый из них неповторим. И
каждый имеет свою историю. Пограничные столбы сооружались по очень разным
датам, историческим вехам государства российского.
Начну с обелиска на территории Пермского края.
Обелиск на трассе Качканар-Чусовой
Обелиск расположен в 9 км от поселка Промысла(Горнозаводский район) в сторону Свердловской области. В этом месте дорога раздваивается, и вправо идет дорога к Исовским приискам. Обелиск был установлен здесь еще до революции в виде легкой, изящной металлической пирамидки. В 2003 году на перевале появился новый обелиск высотой 16 метров. Обелиск по проекту Алексея Залазаева. Это один из самых больших обелисков. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка с начерченой на асфальте линией, обозначающей границу частей света.
Граница Свердловской области, Пермского края и республики Коми
Гора Саклаимсори-Чахль. Здесь в одной точке сходятся восемь границ: Европы, Азии, Пермской и Свердловской областей, Республики Коми, бассейнов трех великих рек России - Оби (Пурма), Печоры (Малая Хозья) и Волги (Вишера). Памятный столб «Европа—Азия» был установлен 25 июля 1997 г. На столбе надпись: "Губернатор Игумнов на память потомкам!" )))
Обелиск на перевале Большой Урал
Столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту. (у дороги Нижний Тагил — Серебрянка недалеко от п. Синегорский). Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский ( автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот.
Обелиск у поселка Уралец
Столб установлен на перевале
через хребет Веселые Горы (дорога Нижний Тагил — Черноисточинск — Висим) вблизи
поселка Уралец в 1961 г
и посвящён первым успехам советской космонавтики в честь полета в космос Юрия
Гагарина. Квадратную колонну 6 м
высотой, венчает макет земного шара. В первоначальном варианте вокруг шара на
стальных «орбитах» размещались макеты спутника и корабля «Восток».Автор проекта — В. П. Красавченко. Стороили рабочие механического завода
поселка Уралец.
Столб у деревни Починок
Установлен в 1958 году на обочине дороги, идущей из пос. Билимбай в г. Верх-Нейвинск. Обелиск находится между дер. Починок и дер. Тарасково, на перевале (449 м.) через Бунарский хребет.Первоначально обелиск представлял сваренную из толстых металических листов четырёхгранную пирамиду высотой около 3-х метров. В верхней части столба были рельефные изображения герба СССР и надписи: Европа и Азия. В настоящее время на месте обелиска обычный бетонный столб с надписями: "Европа - Россия" и "Азия - Россия". Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом, дорога пересекает водораздел ближе к д. Тарасково.
Обелиск у станции Мурзинка (гора Медвежка)
В ноябре 2006 года на вершине
горы Медвежьей был установлен знак Европа-Азия, который представляет собой
металлическую треугольную пирамиду. Наверху пирамиды находятся металлический
шпиль, знак солнца и указатели Европа и Азия. Высота конструкции около 4
м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней
надпись "Знак был установлен энтузиастами из санатория «Зеленый мыс»".
Обелиск на горе Березовой
Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири. В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск.
Обелиск возле Первоуральска
Вблизи Первоуральска, немного ниже первого обелиска, есть еще один пограничный столб «Европа-Азия». Рядом с ним есть источник с родниковой водой, куда часто ездят жители и Первоуральска, и Екатеринбурга.Как доехать:Едем по трассе в сторону Новоалексеевского не сворачиваем, а сворачиваем направо непосредственно на дорогу в Первоуральск. Обелиск вскоре появится по правую руку.
Оренбургский обелиск
Грандиозная квадратная колонна высотой около 15 метров, увенчанная шаром из нержавеющего сплава. Был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина.Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь рядом проживают православные русские и исповедующие мусульманство башкиры, татары, казахи.
Стела на Белом мосту
Белый мост через реку Урал тоже расположен возле Оренбурга. Эта стела сравнительно новая.
Обелиск в Магнитогорске
В Магнитогорске обелиск «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А».
Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.
Обелиск около станции Уржумка
Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Один из них установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.
Обелиск на перевале через хребет Урал-Тау
На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау в 1987 году установлена стела из нержавеющей стали на высоком каменном основании. Автор макета — архитектор С. Побегуц. Интересно, что надписи с названиями частей света расположены «наоборот» (не так, как на абсолютном большинстве обелисков) — на европейской стороне стелы надпись «Азия», а на азиатской — «Европа». Видимо, автор исходил из того, что знак будет работать как дорожный указатель, то есть водитель увидит название той части света, в которую он въезжает.
Обелиск в районе г.Кыштым
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии.
Обелиск у села Мраморское
В 2004 году у станции
Мраморская взамен разрушенного старого обелиска был установлен столб
высотой около 3-х метров с черно-белыми полосами и прикрепленными в
верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями
написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы.
Обелиск у деревни Курганово
Это самый восточный
обелиск Европа Азия и самая восточная граница Европы. Обелиск расположен
на Полевском шоссе в 2-х км от д. Курганово. Знак был установлен в июне
1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым
границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно
с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического
общества.
Обелиск на дороге Ревда-Дегтярск
Установлен
в 1984 году-к 250-летию г. Ревды. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением
по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской.
Представляет собой семиметровую конструкцию украшенную стальной сферой в
виде шара диаметром 1,3 м.
Обелиск на горе Каменной
«Филин» был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско — Уфалейского хребта.
Обелиск у поселка Баранчинский
У дороги из пос. Баранчинский на
запад, на перевале южнее горы Кедровка. Знак отлит из чугуна украшен
орнаментом. На знаке надпись «Отлит на АО Баранчинском
электромеханическом
заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.»
Обелиск у станции Вершина
Установлен во время
подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в 1957 г.,
чтобы проезжавшая из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока молодёжь
могла узнать, где кончается Азия и начинается Европа.
Обелиск в районе г. Новоуральск
В марте 1985 г.
активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия
на горе Перевальной по старой дороге из Верх-Нейвинска в дер. Пальники, в
истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город. Обелиск
изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л.Г.
Меншатова и архитектора З.А. Пуляевской и представляет собой
семиметровую конструкцию с солнечными часами высотой 4 метра.
Обелиск у деревни Кедровка
Памятный знак
установлен на перевале у горы Кедровка на небольшой поляне на 27-м
километре дороги. Выполен он в виде часовни из чугунного литья. Когда-то
купола были позолочены, а на шпиле был установлен царский герб.
В
гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х
годах силами туристов Нижне-Салдинского завода обелиск был восстановлен.
Обелиск на главном Уральском хребте
В 1973 году
около поселка Теплая гора проводился областной слет туристов, и был
установлен обелиск «Европа-Азия», который представляет собой модель
ракеты, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР.
Обелиск у поселка Кытлым
В 8 км от пос. Кытлым
на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву находится еще один обелиск
«Европа-Азия», установленный в 1981 году работниками Южно-Заозерского
прииска. Нижняя часть обелиска — стальная труба диаметром 30 см. Верхняя
часть — плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.
Обелиск у подножья Казанского Камня
По дороге из Североуральска к водопадам на реке Жиголан, у подножья Казанского камня.
Газопровод «Сияние севера» на Приполярном Урале
Установлен
газовиками, находится на дороге, идущей из поселока Вуктыл вдоль
газопровода «Сияние Севера» на центральную базу природного парка
Югыд-ва.
Обелиск у станции Полярный Урал
Обелиск в форме
столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная
ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. Обелиск
венчал шар с серпом и молотом. Весть столб был раскрашен полосами
черного и желтого цвета, идущими спирально сверху вниз, напоминая
старинные верстовые столбы. В 1981 году обелиск был реконструирован.
Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой
путь река Елец, на восток река Собь. В древние времена это был самый
известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь.
Обелиск на берегу пролива Югорский Шар
Самый
северный знак находится на берегу пролива Югорский шар в месте
наибольшего сближения острова Вайгач с материком примерно в двух
километрах от полярной станции «Югорский Шар». Знак был установлен в 25
июля 1975 г сотрудниками Северного филиала Географического общества и
участниками экспедиции на катере «Замора», повторявшей путь поморов от
Архангельска до Диксона. Знак представляет собой деревянный столб с
укрелленным на вершине металлическим листом с надписью «Европа-Азия», к
столбу прибита цепь с якорем.
Продолжение следует...