8912-88-55-643
Меню сайта
Календарь
Праздники
Наш опрос
Погода
Друзья сайта
|
Новый год в Перми.ИсторияВсе та же ПермьИз прошлого хочется выбросить что-то, Не было на Руси ни одного празднования, которое сопровождалось таким богатством обычаев, обрядов, примет, как Рождество. Новый год следовал по старому календарю после Рождества и являлся серединой Святочных праздников. Предрождественские и новогодние обычаи сохранились до наших дней. Прибирать, перемывать, разбивать старые горшки и обзаводиться новыми, наряжаться в новую или отстиранную одежду, а также зажигать свечи, устраивать яркое освещение - все было связано с символом «очищения», «обновления».Празднику предшествовал пост. В день накануне Рождества, сочельник, не принято было вкушать яства до появления на небе первой звезды, в память о звезде, которая возве стила о рождении Спасителя мира.Сочельник начинался с обычая, напоминающего о том, что Иисус был положен в ясли, куда кладут корм овцам. Старший в доме засыпал избу сеном и соломой, что являлось символом благополучия семьи.Со временем этот обычай перешел в разбрасывание серпантина и конфетти. Сочельник получил свое название от блюда, которое ели в этот ужин - сочиво или кутья (отварные зерна с фруктами). Родители рассказывали детям о том, как умные люди (волхвы) пришли поклониться Иисусу Христу и принесли ему дорогие подарки, поэтому сейчас все делают друг другу подарки.В обычае было с самого утра Рождества славить Христа на улицах и площадях. Славельщики ходили по домам и разыгрывали сцены рождения Иисуса.Под звон сотен церковных колоколов начинались праздники в Перми до 1917 года. В рождественскую и новогоднюю ночи никто не спал. Проводились торжественные службы в церквах. Новый год и Рождество праздновали в Перми, как и по всей России, ярко и красиво. Предлагаем вниманию читателей материалы из дореволюционных летописей, календарей-фельетонов. Зимние забавыКак и 100, и 200 лет назад мы бываем недовольны зимой, но с нетерпением ждем ее, как ждали в 1911 году: Ну, кажется, что, слава богу, Московский журналист Кри-Кри (В. Я. Кричевский) в 1897 году решительно советовал проводить зиму в Перми «всем нервноизмочаленным столичным воздухом»: «...Прирожденному пермяку она, конечно, примелькалась "У нас, мол, сколько угодно этих Уралов..." Тона, тона, господа художники, какие здесь, виды какие! Дремлющее синеватое лесное Закамье; высокие стройные деревья и по эту сторону, в самом городе; кругом - мягкость, бесшумность, не задевающая ни одного нерва. Оригинально и интересно впечатление, производимое окружающим: спокойным, "столично" не оголтелым народом, мужиком собственно, - с его заиндевелою русою бородою и умным "мухортым", знающим дорогу и без хозяйской указки...» Трудно понять заезжему журналисту пермскую жизнь, пермские же летописцы (первым Н. С. Попов, затем повторил В. С. Верхоланцев) скромно, без восторженности описывали редкие забавы: «...Зимой по праздникам происходили катанья пермских граждан по Сибирской улице, наиболее зажиточные катались на рысаках, запряженных в казанские сани, с медвежьим одеялом. У саней прежде устраивались "запятки", или место для стояния. По словам старожилов пермские дон-жуаны и кавалеры, увидев знакомую катающуюся барышню, вскакивали на "запятки", здоровались и разговаривали во время катания. Наговорившись и простившись, они соскакивали и вскакивали к другим. Ездили катающиеся медленно, лошадь за лошадью, чтобы рассмотреть знакомых...» Н. С. Попов писал: «Катаются... на санях по улицам в лучших своих экипажах, с лучшею упряжкою и в первостатейном наряде...». Любили пермяки и пешие прогулки. «Маленький человек» из Перми запечатлел событие 1914 года в стихах: Скажи-ка, дядя, ведь не даром И за бульвар спешит. Святочные игры и вечеринки продолжались до самого Крещения, иногда и далее. На святках пермская молодежь маскировалась (наряжалась в костюмы и маски), ходила по домам знакомых, а иногда и вовсе незнакомых: Визиты многие ругают, В старину отмечались такие развлечения: «...Танцевали без конца под гармошку кадриль, хоронили золото, играли в туалет, в фанты, иногда разыгрывали шайку разбойников...» Обратимся еще раз к стихам «маленького человека» 1905 года: Зиме и снегу - мой привет! Все эти мероприятия не кажутся нам глубокой стариной, потому что многие старинные традиции перешли в наши дни, мы по-прежнему любим балы и маскарады, ходим в гости и не прочь в век скоростных автомобилей прокатиться на тройке по заснеженному парку. А также любим, сидя у электрического камина, посмотреть старые фотографии, вспомнить свое детство и молодую маму. Пермь есть город музыкальныйУмели пермяки отдыхать в старину... В начале XIX века пермский историк, уважаемый человек, директор гимназии Н. С. Попов писал: «...Простые люди любят по большей части пировать после всякого храмового праздника около недели и нередко дотоле, пока крайняя нужда не заставит таки приняться за работу... Нужно сие еще заметить, что во время своих продолжительных пирушек, хотя иногда, по улицам поют песни, в домах пляшут, часто по скрипке. Святками делают вечеринки, на коих собранные девицы и мужчины также пляшут по скрипкам, поют особливые поблюдные (к каждому блюду, угощению) песни...». Не зря отмечал поэт в 1903 году: Посмотри в вечерний час
А дума - это ль не грешно? - И приснилось в 1902 году пермскому сатирику, что через сорок лет после оперы в театре устроили городскую оперетку, а затем - кафе-шантан. Нам-то известно, что в 1942 году никакого кафе-шантана не было. Правда, не было уже и народной крестьянской оперы, которая процветала в Перми с 1897 года по 1918 год, организованная попечителем о народной трезвости А. Д. Городцовым. Святочные концерты хоров А. Д. Городцова были известны далеко за пределами губернии. Устраивались «елки» в учебных заведениях. Особенную популярность приобрели детские утренники, устраиваемые выдающимся общественным деятелем П. Н. Серебренниковым в школе слепых и Рождество-Богородицкой школе.Танцевали на рубеже веков такие танцы, как акадьен, аликаз, варшавянку, том-тит, кадриль-валь, па-де-патину, миньон, шакон, па-декарт. С 1901 года любимым танцем сделали па-д-эспань. Ввели новый танец приехавшие на рождественские каникулы из Москвы, Петербурга и Казани пермские студенты, с тех пор его танцевали повсюду. Для любителей бильярда ре комендовался танец полька-бильярдо, для пристра стных к спирт ным напиткам - танец коньякен, для гласных думы - танец дум-дум. Господа! Танцуйте танцы, которым 100 лет! «Угощательные заведения»Отмечая излюбленные кушанья пермяков, историк В. С. Верхоланцев писал: «...Обычную пищу составляли щи, суп с лапшою, студень из ног, говядина, каша, кисели, по праздникам рыбные пироги и маленькие пирожки, гуси, поросята, рябчики. Наиболее любимым блюдом являлись пельмени. Они готовились почти всегда в заговенье и во время приема гостей. В эти дни обычно весь обед состоял из пельменей, сначала в суп, потом вареных, наконец, жареных. Как говорят, что "без блина - не масленица, без пирога - не именинник", точно также про пермяка можно сказать, что для них без пельменей не заговенье...» Перефразируем летописца и скажем: «Без пельменей - не праздник». Есть у летописца и рекомендации для тех, кто соблюдает пост: «Грибы, горох, редька и капуста с приправой конопляного масла». Накануне праздников жители Перми, конечно же, посещали торговые заведения: лавки, трактиры, торговые ряды. Для торгующих городская дума в 1892 году вынесла постановление: «...На полках и в ящиках, предназначенных для помещения хлебных и других изделий, не должно быть пыли, сору и ничего постороннего, как то, домашние вещи, разный хлам и, вообще все то, что не относится к предметам торговли. Употребление вредных красок для пряников и кондитерских изделий воспрещается. Места приготовления, хранения и продажи съестных продуктов должны быть удалены от отхожих мест и устроены так, чтобы в них не проник запах от последних...» Среди торговых рядов были и «угощательные» заведения: Очищенной! Имею честь... И, конечно, не изменяя традициям, заранее приготовляли пермяки друг другу подарки. Что рекомендовала реклама того времени? О. А. Мельчакова Использованы материалы Архива г.Перми |