Все та же Пермь
Не было на Руси ни одного празднования, которое сопровождалось таким богатством обычаев, обрядов, примет, как Рождество. Новый год следовал по старому календарю после Рождества и являлся серединой Святочных праздников. Предрождественские и новогодние обычаи сохранились до наших дней.
Прибирать, перемывать, разбивать старые горшки и обзаводиться новыми, наряжаться в новую или отстиранную одежду, а также зажигать свечи, устраивать яркое освещение - все было связано с символом «очищения», «обновления».Празднику предшествовал пост. В день накануне Рождества, сочельник, не принято было вкушать яства до появления на небе первой звезды, в память о звезде, которая возве стила о рождении Спасителя мира.Сочельник начинался с обычая, напоминающего о том, что Иисус был положен в ясли, куда кладут корм овцам. Старший в доме засыпал избу сеном и соломой, что являлось символом благополучия семьи.Со временем этот обычай перешел в разбрасывание серпантина и конфетти. Сочельник получил свое название от блюда, которое ели в этот ужин - сочиво или кутья (отварные зерна с фруктами).
Родители рассказывали детям о том, как умные люди (волхвы) пришли поклониться Иисусу Христу и принесли ему дорогие подарки, поэтому сейчас все делают друг другу подарки.В обычае было с самого утра Рождества славить Христа на улицах и площадях. Славельщики ходили по домам и разыгрывали сцены рождения Иисуса.Под звон сотен церковных колоколов начинались праздники в Перми до 1917 года. В рождественскую и новогоднюю ночи никто не спал. Проводились торжественные службы в церквах. Новый год и Рождество праздновали в Перми, как и по всей России, ярко и красиво. Предлагаем вниманию читателей материалы из дореволюционных летописей, календарей-фельетонов.
Зимние забавы
Как и 100, и 200 лет назад мы бываем недовольны зимой, но с нетерпением ждем ее, как ждали в 1911 году:
Ну, кажется, что, слава богу,
Поздравить можно Пермь с Зимой.
Пушистый, легкий - понемногу
Снег шел три дня и пеленой
Холодно-белою покрыл
Холмы безвременных могил,
Где часто даже нет крестов.
Усопших крезов мавзолеи,
Дома владельцев бакалеи,
Мануфактур, галантереи
И разных всех других родов
Торговли; скромные хоромы
Лесных и прочих «королей»,
Дома дельцов, что всем знакомы,
Театр, тюрьму, главы церквей,
Жилища граждан рангов разных,
Дома мещан окраин грязных...
Московский журналист Кри-Кри (В. Я. Кричевский) в 1897 году решительно советовал проводить зиму в Перми «всем нервноизмочаленным столичным воздухом»: «...Прирожденному пермяку она, конечно, примелькалась "У нас, мол, сколько угодно этих Уралов..." Тона, тона, господа художники, какие здесь, виды какие! Дремлющее синеватое лесное Закамье; высокие стройные деревья и по эту сторону, в самом городе; кругом - мягкость, бесшумность, не задевающая ни одного нерва. Оригинально и интересно впечатление, производимое окружающим: спокойным, "столично" не оголтелым народом, мужиком собственно, - с его заиндевелою русою бородою и умным "мухортым", знающим дорогу и без хозяйской указки...» Трудно понять заезжему журналисту пермскую жизнь, пермские же летописцы (первым Н. С. Попов, затем повторил В. С. Верхоланцев) скромно, без восторженности описывали редкие забавы: «...Зимой по праздникам происходили катанья пермских граждан по Сибирской улице, наиболее зажиточные катались на рысаках, запряженных в казанские сани, с медвежьим одеялом. У саней прежде устраивались "запятки", или место для стояния. По словам старожилов пермские дон-жуаны и кавалеры, увидев знакомую катающуюся барышню, вскакивали на "запятки", здоровались и разговаривали во время катания.
Наговорившись и простившись, они соскакивали и вскакивали к другим. Ездили катающиеся медленно, лошадь за лошадью, чтобы рассмотреть знакомых...» Н. С. Попов писал: «Катаются... на санях по улицам в лучших своих экипажах, с лучшею упряжкою и в первостатейном наряде...». Любили пермяки и пешие прогулки. «Маленький человек» из Перми запечатлел событие 1914 года в стихах:
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Гуляньем нашим за бульваром
Пермяк наш дорожит?
Лишь солнце за рекою скрылось,
Глядишь - толпа принарядилась
И за бульвар спешит.
Аллея есть в саду такая:
Тесня друг друга и толкая,
Взад и вперед по ней
Ползет толпа как на закланье...
Ну променад, ну и гулянье!
Святочные игры и вечеринки продолжались до самого Крещения, иногда и далее. На святках пермская молодежь маскировалась (наряжалась в костюмы и маски), ходила по домам знакомых, а иногда и вовсе незнакомых:
Визиты многие ругают,
И визитеры разъезжают
Вполне... исправно каждый год.
Там выпьет водки, здесь малаги,
Мадеру хересом зальет,
Из дома в дом весь день снует...
Малагу выпить? Превосходно!
Малагу я не пил давно!
Хоть не любитель брандахлыста,
Ну а для вас! Хоть керосин!
Но почему ж я пью один?
А вы? Наливочки! Немножко!
Пригубьте! Чокнитесь со мной!
Какие глазки, губки, ножки!
Pardon! Простите! Я уйду!
Ах, черт возьми, попал в беду!
В старину отмечались такие развлечения: «...Танцевали без конца под гармошку кадриль, хоронили золото, играли в туалет, в фанты, иногда разыгрывали шайку разбойников...»
Обратимся еще раз к стихам «маленького человека» 1905 года:
Зиме и снегу - мой привет!
Bonjour, madam! Хоть денег нет,
Но я ничуть не унываю:
Тащу в ломбард велосипед
И, смотришь, шубу выкупаю...
Покрыл предательский снежок
И тротуары, и дорогу.
Будь осторожен, мой дружок:
Один неопытный шажок -
И ты себе сломаешь ногу...
Зима - с бодрящим холодком,
Зима - с медвежьею охотой,
Зима - и оперный содом,
Зима - и винтик по двухсотой,
Концерты, драма, клуб, театр,
Балы, газетные дебаты,
Глинтвейн, мазурка, па-де-карт
И мухоловов рефераты;
Ну, словом, ясно резюме:
Одно достоинство большое
Влечет к волшебнице-зиме:
Сильна «общественность» зимою!
И дело спорится дружней,
И сразу оживает пресса...
Так приходи же к нам скорей,
Зима - поборница прогресса!
Все эти мероприятия не кажутся нам глубокой стариной, потому что многие старинные традиции перешли в наши дни, мы по-прежнему любим балы и маскарады, ходим в гости и не прочь в век скоростных автомобилей прокатиться на тройке по заснеженному парку. А также любим, сидя у электрического камина, посмотреть старые фотографии, вспомнить свое детство и молодую маму.
Пермь есть город музыкальный
Умели пермяки отдыхать в старину... В начале XIX века пермский историк, уважаемый человек, директор гимназии Н. С. Попов писал: «...Простые люди любят по большей части пировать после всякого храмового праздника около недели и нередко дотоле, пока крайняя нужда не заставит таки приняться за работу... Нужно сие еще заметить, что во время своих продолжительных пирушек, хотя иногда, по улицам поют песни, в домах пляшут, часто по скрипке. Святками делают вечеринки, на коих собранные девицы и мужчины также пляшут по скрипкам, поют особливые поблюдные (к каждому блюду, угощению) песни...». Не зря отмечал поэт в 1903 году:
Посмотри в вечерний час
Вдоль по Каме реют лодки
В каждой лодке баритон,
И старательно из глотки
Извлекает звуки он.
Скромных песен буржуазных
Сей певец не признает
Он отрывки опер разных
Исключительно поет.
...По реке плывет зеркальной
Сотни лодок, челноков,
В них по мере минимальной
Сто поющих пермяков.
Вывод должен быть таков
Пермь есть город музыкальный
Исполнение оперных партий часто обсуждалось в местной прессе. Любили в Перми оперу, так любили, что на некоторые сезоны закрывали. Опероманами были даже члены городской думы. Один из пермяков в 1898 году рассуждал так: «...Опероман означает - человек чрезмерно приверженный к опере. У него мания. Мания есть болезнь и болезнь не простая, а ужасная - болезнь ума и духа. Можно ли таких людей пускать распоряжаться в думе? Нет нельзя, они - ненормальны, а ненормальный гласный вдруг возьмет да выдумает мостовую...» Тротуары на главных улицах Перми были устроены в 1824 году и к концу XIX века сильно обветшали, и не только мостовую могла выдумать дума:
А дума - это ль не грешно? -
Взяла вопрос водопроводный
И положила под сукно!
А опера? Кто б мог поверить,
Что ныне города отцы,
С концами не сведя концы,
Решили оперу похерить?!
И приснилось в 1902 году пермскому сатирику, что через сорок лет после оперы в театре устроили городскую оперетку, а затем - кафе-шантан. Нам-то известно, что в 1942 году никакого кафе-шантана не было. Правда, не было уже и народной крестьянской оперы, которая процветала в Перми с 1897 года по 1918 год, организованная попечителем о народной трезвости А. Д. Городцовым. Святочные концерты хоров А. Д. Городцова были известны далеко за пределами губернии.
В рождественские праздники в театре обычно устраивали балы, лотереи-аллегри. Выиграть в такой лотерее можно было как самую разную мелочь, как то: веер, ножницы, шкатулку, а иногда и... корову. Характеризуя целое время года, в 1901 году Вера Гукс заметила: «...Зима - для одних первый маскарад в общественном собрании, а для других, "для тех, кто почище", - польский бал в Благородке...» Зимой 1859-1860 годов Д. Д. Смышляев, известный впоследствии историк и земский деятель пермского края, вместе с преподавателем Пермской мужской гимназии устроили в здании благородного собрания одиннадцать литературно-музыкальных вечеров, привлекших обширную публику. Сборы с этих вечеров шли в пользу предполагаемой к открытию женской гимназии. Газета «Пермские губернские ведомости» отмечала: «...Первую премию получил костюм "утренний каприз"...»
Устраивались «елки» в учебных заведениях. Особенную популярность приобрели детские утренники, устраиваемые выдающимся общественным деятелем П. Н. Серебренниковым в школе слепых и Рождество-Богородицкой школе.Танцевали на рубеже веков такие танцы, как акадьен, аликаз, варшавянку, том-тит, кадриль-валь, па-де-патину, миньон, шакон, па-декарт. С 1901 года любимым танцем сделали па-д-эспань. Ввели новый танец приехавшие на рождественские каникулы из Москвы, Петербурга и Казани пермские студенты, с тех пор его танцевали повсюду. Для любителей бильярда ре комендовался танец полька-бильярдо, для пристра стных к спирт ным напиткам - танец коньякен, для гласных думы - танец дум-дум. Господа! Танцуйте танцы, которым 100 лет!
«Угощательные заведения»
Отмечая излюбленные кушанья пермяков, историк В. С. Верхоланцев писал: «...Обычную пищу составляли щи, суп с лапшою, студень из ног, говядина, каша, кисели, по праздникам рыбные пироги и маленькие пирожки, гуси, поросята, рябчики. Наиболее любимым блюдом являлись пельмени. Они готовились почти всегда в заговенье и во время приема гостей. В эти дни обычно весь обед состоял из пельменей, сначала в суп, потом вареных, наконец, жареных. Как говорят, что "без блина - не масленица, без пирога - не именинник", точно также про пермяка можно сказать, что для них без пельменей не заговенье...» Перефразируем летописца и скажем: «Без пельменей - не праздник». Есть у летописца и рекомендации для тех, кто соблюдает пост: «Грибы, горох, редька и капуста с приправой конопляного масла».
Накануне праздников жители Перми, конечно же, посещали торговые заведения: лавки, трактиры, торговые ряды. Для торгующих городская дума в 1892 году вынесла постановление: «...На полках и в ящиках, предназначенных для помещения хлебных и других изделий, не должно быть пыли, сору и ничего постороннего, как то, домашние вещи, разный хлам и, вообще все то, что не относится к предметам торговли. Употребление вредных красок для пряников и кондитерских изделий воспрещается. Места приготовления, хранения и продажи съестных продуктов должны быть удалены от отхожих мест и устроены так, чтобы в них не проник запах от последних...» Среди торговых рядов были и «угощательные» заведения:
Очищенной! Имею честь...
Сперва ветчинки разве съесть?
Еще одну? Пожалуй можно!
Еще? Что ж, это не беда!
Ну-с, по четвертой, господа!..
Иван Иваныч, осторожно,
Прольешь... по пятой бы не грех!
С великим праздником вас всех!
И, конечно, не изменяя традициям, заранее приготовляли пермяки друг другу подарки. Что рекомендовала реклама того времени?
«...Корсеты всевозможных сортов. Всегда большой ассортимент сезонных новостей. В магазине С. М. Брунштейн...», «...Модный магазин дамских шляпок Ф. Румм, бывшей Бройдо. Шляпки, муфты, канапе и уборы. Последние новости сезона всегда в большом выборе...», «...Вновь открыт оптовый склад пива товарищества жигулевского завода "А. Вакано и Ко" в Перми, Большая Ямская улица, собственный дом, телефон № 264...», «...Величайший в России универсальныймагазин Мюр и Мерилиз. Москва. Петровка. Собственный дом. Имеется все нужное для дамского, детского и мужского туалета, хозяйства, украшения, меблировки квартир, предметы роскоши, игрушки, канцелярские и фотографические принадлежности, предметы для спорта, электрического освещения, водопровода, канализации и пр. и пр...», «...Торговый дом И. Е. Потеряева с племянником М. П. Потеряевым в Перми. Оптовая торговля хлебными, рыбными и персидскими товарами...» Так что без подарков пермяки не оставались.