История связи пермской земли с династией Романовых уходит корнями к самому началу XVI века. Ещё до воцарения Романовых на Руси, за сто лет до образования Пермской губернии, дядю первого царя, Михаила Никитича Романова, в 1601 г. по ложному доносу заточили в Ныробе в яму.
Михаил Никитич Романов родился около 1560 г. в Москве и был третьим сыном в семье боярина Никиты Романовича Юрьева (в схиме Нифонта), брата Анастасии Романовой, первой жены царя Иоанна Васильевича Грозного. Боярин Никита Юрьев был храбрым воеводой, народным печальником. За дело собирания и укрепления Руси он заслужил любовь русских людей.
Детские годы Михаил Никитич провел в усадьбе на Варварке, в Китай-городе, где позже воспитывался родоначальник царской династии Михаил Федорович Романов. Здесь Михаил Никитич подрастал и укреплялся в вере. С детства он выделялся добродетельным нравом и красивым, богатырским телосложением. Продолжая традицию своего рода, Михаил Никитич Романов поступил на службу к государю, а в 1598 г. ему был пожалован государствнный чин — окольничего (чин -ниже боярского). Борис Годунов, вступивший в том же 1598 г. на царский престол, поначалу с почтением относился к детям Никиты Романовича, тем более что боярин на смертном одре именно ему поручил заботу о своих детях, и Годунов дал «клятву к великому боярину иметь о его чадех соблюдение».
Первые два года правления Борис Годунов был очень милостивым царём. Сохранилось свидетельство о том, что при венчании на царство он громко заявил в соборе: «Бог свидетель — в моём царстве не будет нищих и бедных. Я разделю с ними последнюю рубашку». Но со временем (по версии некоторых историков, из-за опасений роста политического влияния Романовых) его отношение к роду Романовых изменилось. Особенно опасным Годунову представлялся добрый и благочестивый Михаил Никитич. Он казался соперником, от которого необходимо было избавиться.
В июне 1600 г. Борис Годунов приказал устроить боярский суд над Романовыми. Братьев Романовых (их было пятеро) обвинили в колдовстве: Семен Годунов, родственник Бориса, подкупил Бартенева, второго казначея Романовых, и тот подложил в кладовую Александра Никитича Романова мешок с кореньями — «колдовскими травами», которые обычно использовались в приготовлении ядов и зелий. Так все пять братьев попали под государственную немилость. Старшего брата Фёдора Никитича царь приказал постричь в Сийском монастыре в монахи под именем Филарета и приставил к нему пристава со строгим наказом следить за каждым шагом опального и доносить царю о каждом его слове. Жену Фёдора Никитича также постригли в монахини под именем Марфы, сослали в Заозерье и разлучили с детьми.
С остальными братьями Борис Годунов расправился гораздо суровее: Василия и Ивана он приказал сослать в Пелым, Александра — на берега Белого моря, а Михаил Никитича царь сослал в деревеньку Ныробку, которая была крайним северным русским селением Перми Великой и в то время состояла из шести деревянных изб.
Об этом событии говорится в летописи: «Из Москвы от царя Бориса Годунова в Пермь Великую, в Чердынский уезд, в погост Ныроб, был прислан в заточение боярин Михаила Никитич Романов, святейшему патриарху Филарету брат родной».
Лютой зимой Михаила Никитича под конвоем доставили в замерзающую деревеньку, вырыли яму, накрыли ее бревнами, вкопали глубоко на дно ямы бревно, верхний конец которого прикрепили к бревнам перекрытия. Для воздуха и подачи пищи оставили отверстие в 20 сантиметров. К столбу приковали боярина за пояс, за ноги и за руки. Цепи были из толстых железных колец: страдалец мог сесть и лечь, но не ходить. Весили эти кандалы почти три пуда (50 килограммов).
Цепи, которыми был прикован Михаил Никитич Романов
Стражники, которых деревенское безлюдье угнетало, надеялись на быструю смерть узника. Поэтому паек, состоящий из хлеба и воды, постоянно урезали, а скоро вообще перестали давать ему пищу. Ныробские крестьяне прознали о жестоком обращении с узником, пытались носить ему пищу, но были пойманы и страшно наказаны. Шесть ныробцев были схвачены и отправлены в Казань «за крепким караулом». Обратно в Ныроб вернулись двое: четверо скончались от жестоких пыток и изнурительного содержания в тюрьме.
Только малые дети могли тихонько прокрасться мимо охраны Михаила Никитича. Они-то и приносили узнику хлеб. Когда охранники узнали об этом, не пощадили и детей.
Проведя около года в тесной, затхлой яме, Михаил Никитич скончался. По одной из версий, он был удушен охранниками, которым надоело ждать его смерти.
В позднем Ныробском письменном сказани и указано: «…и погребен был у церкви Николая Чудотворца, подле алтарь на северной стороне, и где тело его лежало — построена была церковь, и в ней гробница покрыта сукном и крест вышит».
В 1606 г. его тело было перевезено в Москву и с почетом погребено в Новоспасском монастыре, где вскоре были похоронены три его брата — Александр, Василий и Иоанн. Над местом захоронения своих дядей царь Михаил Федорович построил храм в честь Знамения Божией Матери — родовой святыни Романовых. А на месте первого погребения Михаили Никитича был воздвигнут храм во имя Богоявления Господня.
После воцарения на престол рода Романовых в 1613 году ныробские места были обьявлены святыми, а его жители были освобождены от государственных налогов. Сам же Ныроб стал местом паломничества, куда из многих районов России стекались богомольцы, чтобы помолиться на местах страданий мученика и прикоснуться к его цепям. Здесь возвели целый комплекс церквей, вначале деревянных, а в 1704 году — каменную Никольскую церковь.
В 1619 г. царь всея Руси Михаил Федорович Романов повелел построить в Ныробе деревянный храм в честь явленной иконы свт. Николая Чудотворца (впоследствии по указу Екатерины II он был заменен каменным). В этом храме следовало ежегодно отправлять панихиду по первому царственному страстотерпцу, Михаилу Никитичу, в день воспоминания о чуде Архистратига Божия Михаила в Хонех, т.е. 6 сентября по ст. ст. (19 сентября по н. ст.). Царский приказ исправно выполнялся на протяжении трехсот лет, вплоть до 1927 г., но с ужесточением антицерковной политики государства храм был использован не по назначению и едва не разрушен. Новая жизнь стерла воспоминания о невинном человеке из царского рода Романовых, принявшем мученическую смерть по оговору.
На месте, где сидел Михаил Романов, была поставлена часовня, в которую поместили кандалы страдальца. В 1793 г. по указу Екатерины II «тщанием и коштом» волостных крестьян и «усердным старанием» крестьянина Михаила Денисовича Пономарёва эта часовня была заменена каменной. По сей день одной из главных ныробских святынь являются цепи, в которые некогда был закован Михаил Никитич и в которых он принял мученическую кончину.При Императоре Николае II была предпринята попытка прославления боярина Михаила Никитича Романова в лике святых, но помешала революция, арест и убийство Царской Семьи.
Использованы материалы сайта Пермской епархии «Православная Пермь»